Важность экологического воспитания детей ни у кого не вызывает сомнения. Экологическое образование и воспитание рассматривается как одно из приоритетных направлений развития современной педагогической науки. Цель экологического образования и воспитания - формирование экологической культуры личности и общества.
Тем не менее, предмет «Экология» не включен в инвариантную часть базисного учебного плана 2004 года. Задачи экологического образования и воспитания решаются средствами других учебных дисциплин, в частности, средствами предмета «Английский язык». Изучение иностранного языка тесно связано с большим количеством школьных предметов и носит метапредметный характер. Темы «Природа: флора и фауна», «Проблемы экологии», «Защита окружающей среды» представлены во всех современных УМК по английскому языку и соответствуют содержанию основного общего образования по учебному предмету в части «Предметное содержание речи» [3, стр. 15] .
В примерной программе по иностранному языку для 5-9 классов ФГОС ООО проектная и исследовательская формы учебной деятельности определены как ведущие. Разработчики Примерной программы считают их механизмом развития познавательных исследовательских универсальных учебных действий: умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи [3, стр. 5].
ФГОС и Примерные программы по учебным предметам характеризуются высокой степенью практической направленности и интегрированного подхода к изучению иностранного языка. Примерные программы обеспечили преемственность в изучении подавляющего большинства лексических тем, в том числе и тем, связанных с экологическим воспитанием. Во многих УМК по английскому языку изучение этих тем заканчивается итоговым творческим заданием – проектной работой.
Основные методы выполнения учебных исследовательских проектов – это наблюдение, фотографирование, систематизация наблюдаемых фактов, анкетирование, химический и биологический эксперимент.
Выполнение учебно-исследовательских проектов позволяет реализовать задачи формирования социокультурной, социально-политической, коммуникативной, информационной, предметной компетенций учащихся [4, стр. 8].
Принципы, которыми мы руководствуемся при выполнении учебно-исследовательских проектов – это:
- Личностно-значимая тема исследовательского проекта.
- Связь с реальной жизнью.
- Доступность используемых методов исследования, соответствие их возрасту учащихся, возможность тиражирование работ в любой школе.
- Четкое соблюдение структуры и этапов выполнения проектной работы. Реализация проектной технологии в полном объеме.
- Проект – это творческая работа по закреплению лексики и грамматики раздела учебника.
- Интегрированный характер любого исследовательского проекта.
- Коммуникативная направленность проекта, взаимодействия учителей, обучающихся, родителей и специалистов городских предприятий.
Авторы УМК Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс Английский язык для основной школы общеобразовательных учреждений [1] многократно возвращаются к теме защиты окружающей среды на разных ступенях обучения, предлагая обучающимся выполнить проекты по разным аспектам данной темы. При использовании данного УМК, представляется целесообразным ознакомить учащихся с самого начала с тематикой будущих проектов по экологической тематике с тем, чтобы дети были постоянно включены в процессы наблюдения, фиксирования интересных фактов и явлений в своей повседневной жизни.
За время работы с УМК было подготовлено много экологических проектов на английском языке. Эти проекты были представлены на конкурсах. Педагогический опыт по выполнению учебно-исследовательских проектов экологической направленности на уроках английского языка был представлен коллегам на школьном, муниципальном уровнях.
Следует особо отметить, что выполнение проектной и исследовательской работы занимает не только урочное, но и внеурочное время. Как правило, на уроке осуществляется старт и текущая корректировка работы, публичная презентация продукта проекта или результатов исследования, а выполнение самого исследования, оформление результатов, подготовка к публикации или презентации занимает большое количество внеурочного времени [2]. Таким образом, учебно-исследовательская деятельность экологической направленности в рамках предмета «Английский язык» является и частью системы по организации детского досуга.
В настоящее время школьный предмет «Английский язык» является замечательным инструментом для формирования и развития экологического мышления школьников, их экологической культуры. Определение ФГОСами проектной и исследовательской деятельности приоритетными педагогическими технологиями на уроках английского языка способствует экологическому образованию школьников как в теоретическом, так и практическом аспекте.
Анализируя достигнутые результаты проделанной работы можно сделать следующие выводы:
- Реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт;
- Решается задача экологического воспитания учащихся средствами учебного предмета «Английский язык»;
- Отработана методика выполнения учебно-исследовательских проектов экологической направленности на уроках английского языка;
- Реализуется создание учебно-исследовательских проектов экологической направленности, как формы творческой работы на уроках английского языка;
- Обучающиеся и преподаватели школы вовлечены в учебно-исследовательскую деятельность;
Однако накопленный опыт показал, что
- Необходимо введение системного экологического образования, поскольку экологическое воспитание невозможно осуществлять эпизодически средствами отдельно взятых школьных предметов [5];
- Необходима система специальной профессиональной подготовки педагогов – руководителей проектных работ.
Необходимо расширять практику создания детских экологических организаций и конструктивных отношений между ними, создания детских экологических лагерей;
В плане предметных компетенций: ограниченный лексический запас учащихся по теме «Экология» не дает возможности разностороннего освещения темы на английском языке. Тенденция такова, что мы уходим от своего предмета в сторону предмета «Экология».
Анализируя итоги проведенной работы, хочется надеяться, что в 2018 году экологическое образование и воспитание школьников перейдет на качественно новый уровень, соответствующий важности задачи.
Список литературы
- Ю.Е. Ваулина, Д. Дули, О.Е. Подоляко, В. Эванс УМК «Английский в фокусе» –M.Express Publishing Просвещение 2015г.
- Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – 4-е изд., испр. И доп. – М. : АРКТИ, 2009, -112 с. (Метод. биб-ка)
- Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы.-5-изд., дораб. – М. : Просвещение, 2012. -202 с. – (Стандарты второго поколения).
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2013.- 63 с. – (Стандарты второго поколения).
- Экология: Энцикл. пособие. – М.: Современные тетради, 2003. – 584 с.
|